Главная » Статьи » Информационные статьи

Революция в неврологии: тюнинг мозга. Часть третья

Начало статьи

Сверхобучаемость

Сверхобучаемость

Одним из исследованных результатов индуцированной звуком синхронизации мозга является увеличение способности к обучению. То, что сейчас известно как сверхобучаемость началось в конце 1960-х – начале 1970-х годов с работы болгарского психиатра Георгия Лозанова. Лозанов использовал глубокую релаксацию в сочетании с синхронизированными ритмами в мозге, чтобы вызывать у студентов альфа-волны. Он обнаружил, что студенты, находясь в этом состоянии, накопливали ежедневно в пять раз больше информации с меньшими затратами времени, с более продолжительным запоминанием. В некоторых случаях им удавалось изучить в тридцать раз больше материала.


Логопед, доктор философии Сюзан Эванс Моррис (Suzanne Evans Morris, Ph.D.), описывает связь между различными волнами мозга и обучением, концентрацией, способностью решать проблемы, восприимчивостью и творчеством.

Восприимчивость к обучению связана с конкретными состояниями сознания. Преобладающие волны мозга ассоциируются с различными состояниями сознания и понимания. Например, бета-частоты в диапазоне 13-26 Гц, связаны с концентрацией, а также, стимулируют решение проблем; альфа-частоты (8-13 Гц) появляются, когда глаза закрыты и вместе с релаксацией присутствует внимание; тэта-волны (4-7 Гц) связаны с глубокой релаксацией, сопровождаемой высокой восприимчивостью к новым знаниям... (15)

Моррис также объясняет, как звукозаписи, содержащие бинауральные ритмы, можно использовать для "поддержки тэта-волн, открывающих сознание для обучения." (15)

Моррис говорит, что "введение тэта-сигналов... в среду обучения теоретически позволяет ученикам шире и глубже обрабатывать информацию, предоставленную учителем.., увеличивает... концентрацию внимания и создает психические предпосылки для улучшения восприятия." Она отмечает, что при использовании бинауральных ритмов в обучении, дети демонстрируют "концентрацию внимания" и "больший интерес к учебе." (15)

Моррис далее описывает, как происходящее в мозге делает этот вид ускоренного обучения весьма эффективным:

Присутствие тэта-волн (4-7 Гц) в мозге приводит к повышению восприимчивости к обучению и снижению фильтрации информации левым полушарием. Такое состояние сознания обычно бывает в относительно короткие периоды, когда человек впадает в глубокую задумчивость или входит в (а также, выходит из) глубокую фазу 90-минутного цикла сна. Бинауральные ритмы, однако, могут способствовать созданию длительных периодов тэта-состояния, вызывающего расслабленность, повышающую способность обучения... [Эти ритмы] создают состояние согласованности в мозге. Правое и левое полушария, а также подкорковые области гармонично активизируются, что выражается на ЭЭГ одинаковой частотой и амплитудой волн в обоих полушариях. Это создает внутренние физиологические условия для улучшенного обучения, которое вовлекает в себя весь мозг. Линейный, последовательный стиль решения проблем, свойственный левому полушарию, балансируется с глобальным, интуитивным стилем правого полушария и лимбической системы (подкорки). Это позволяет учащимся получить расширенный доступ к внутренним и внешним знаниям и создаёт условия для широкого использования интуиции в решении проблем. Одним из дополнительных эффектов синхронизации полушарий является состояние резко сфокусированного внимания. Способность к уменьшению "умственной жвачки" и фокусированию внимания имеет решающее значение для эффективного обучения (16).

Бинауральные ритмы были использованы на практике для повышения способности к обучению. Учителя государсвенной школы Такомы, штат Вашингтон, под руководством психолога Девона Эдрингтона (Devon Edrington), использовали аудиокассеты, содержащие бинауральные ритмы с тем, чтобы повлиять на способность учеников к обучению. Они обнаружили, что ученики, которые использовали эти звукозаписи, обучались и сдавали экзамены значительно лучше, чем контрольная группа, не использовавшая бинауральные ритмы. (17)

Тэта-состояние, также, видимо, может помочь в исправлении поведения и изменении системы убеждений. Сюзан Эванс Моррис (Suzanne Evans Morris) обсуждает работу нейротехнолога и исследователя биологических обратных связей Томаса Будзински (Thomas Budzynski), (1981), в которой он описал тета-состояние, как

...переходную зону между бодрствованием и сном, находясь в которой можно поглощать новую информацию некритически, без анализа. [Будзински] предположил, что это позволяет новой информации проникать в правое полушарие в обход критических фильтров левого полушария. Таким образом, информация, ведущая к изменению самооценки, становится более доступной; изменение привычного поведения или рассмотрение системы убеждений может происходить более легко, если альтернативы были предложены во время тета-активности мозга. (18)

Медицинский исследователь, доктор Джин У. Брокоп (Gene W. Brockopp) также считает, что модификация поведения облегчается, когда субъект находится в более восприимчивом состоянии, характерном для медленных волн мозга. Он полагает, что использование технологии изменения волн мозга может

...активно создавать состояние дезактивации, в котором мозг является пассивным, но, не спит; бодрствует, но, не участвует в "беспорядке" текущей жизни. Если это так, то это может быть состояние, в котором новые познавательные стратегии могут быть разработаны и созданы... если мы можем помочь человеку изменять состояние мозговых волн сознательно, с помощью внешней стимуляции, мы можем предоставить людям больше вариантов функционирования, воздействуя на мозг на нейронном уровне. Это может помочь им развить способность переключаться и избавит их от привычных моделей поведения, чтобы стать более гибкими и творческими, а также, разработать элегантные стратегии действий. (19)

Многие другие исследователи описали преимущества альфа- и тэта-состояний волн мозга. Будзински провёл обширные исследования по изучению мозга в тэта-состоянии. Будзински выяснил, что в тэта-состоянии происходит супер обучение – люди легко усваивают иностранные языки, легче соглашаются с изменениями в поведении и во взглядах и запоминают большие объемы информации. Он пишет: "Мы воспользовались тем, что гипнотическое [тэта] состояние, сумеречное состояние... обладает свойством некритического восприятия словесного материала и, поэтому, может воспринять почти любой материал." В этом состоянии, говорит Будзински, "большой объём работы может быть сделан очень быстро." (20, 21)

Будзински и психобиолог доктор Джеймс Мак-Го (James McGaugh) из University of California at Irvine обнаружили, что информация также более легко обрабатывается и запоминается в тэта-состоянии. Известные исследователи Элмер и Алис Грин (Elmer and Alyce Green), из Menninger Foundation, также изучали это явление и обнаружили, что воспоминания, переживаемые в тэта-состоянии "не были похожи на воспоминания в уме, а скорее, переживались, как происходящие в действительности." Люди, находящиеся в тэта-состоянии, также производили "новые продуктивные идеи или синтез идей; в первую очередь, не дедуктивно, но, интуитивно из бессознательных источников."

В своей работе "По ту сторону биологической обратной связи" ("Beyond Biofeedback"), Элмер и Алиса Грин (Elmer and Alyce Green) дополнительно обсудили многие замечательные эффекты тэта-состояния мозга. Они обнаружили, что находящиеся в этом состоянии становятся очень творческими. У них возникают изменяющие жизнь идеи, которые Грин называют "интегрированные переживания, ведущие к возникновению чувства психологического благополучия." В психологических тестах, исследуемые были определены, как "психологически более здоровые, более социально уравновешенные, менее жесткие и упрямые и более уверенные и творческие". Еще одним замечательным результатом было то, что исследуемые стали более здоровыми. Эмоционально, эти люди "улучшили отношения с другими людьми, а также, обрели большую терпимость, понимание и любовь, как к себе, так и к окружающему миру." (22)

Альфа- и тэта-состояния также облегчают избавление от зависимостей. Д-р Юджин Пенистон (Eugene Peniston) и д-р Пол Кулкоски (Paul Kulkosky), из University of Southern Colorado, обучали группу алкоголиков вхождению в альфа- и тэта-состояния. Эти алкоголики показали скорость восстановления на много порядков выше, чем контрольная группа. Тринадцать месяцев спустя, альфа- и тэта-группы показали, "устойчивую профилактику рецидива" и эти выводы были подтверждены в последующих исследованиях три года спустя. Кроме того, группа показала заметные преобразования личностей, в том числе значительное усиление таких качеств, как отзывчивость, стабильность, добросовестность, смелость, образность и самообладание, наряду с уменьшением депрессии и тревоги. (23)

На стыке между альфа- и тэта-ритмами, часто называемом неврологами точкой пересечения, исследуемые испытывают значительные перемены. Хьюстонский терапевт Уильям Беквит (William Beckwith) сообщает, что в опытах с его пациентами это пересечение часто сопровождалось "похожими на чудеса решениями сложных психологических проблем." (24)

Другие исследования показали, что состояния синхронизации мозга улучшает память. Исследователь памяти и тэта-волн Мак-Го (James McGaugh) показал, что "чем больше тэта-волн появляется в ЭЭГ животных после тренировки, тем больше они запоминают. Это было верно во всех случаях... По-видимому, лучшим предсказателем улучшения памяти было количество тэта-волн, зарегистрированных в мозге животного. [Тэта-волны] показывают, что мозг находится в правильном состоянии для обработки и хранения информации." (25)

Ученые обнаружили, что для формирования памяти, мозг должен пройти процесс, называемый долговременной потенциацией (LTP – long-term potentiation), включающий электрические и химические изменения в нейронах, связанных с памятью. Без LTP поступающая информация не сохраняется, но, довольно быстро и совершенно забывается. Нейрофизиолог доктор Гари Линч (Gary Lynch) и его помощники в University of California at Irvine обнаружили, что ключом к LTP являются тэта-волны мозга. "Мы нашли волшебный ритм, который создаёт LTP. Этот волшебный ритм – тэта-ритм". По словам Линча, это естественный ритм гиппокампа, части мозга, необходимой для формирования и хранения новых воспоминаний и вызова старых. (26)

Другие исследования подтвердили невероятные свойства тэта-состояния. В экспериментах, проведенных в Monroe Institute of Applied Science, исследуемые, которые образовывали тэта-волны (зафиксированные на ЭЭГ) в ответ на бинауральные ритмы, "неизменно демонстрировали, как следует из отчетов, все психические явления, связанные с тэта-состоянием; такие, как яркие гипнотические образы, творческие мысли, интегративный опыт и спонтанные воспоминания." (27)

Как происходят эти удивительные умственные и эмоциональные изменения? Многие исследователи считают, что различные образцы волн мозга вызывают в мозге различные нейрохимические реакции, связанные с отдыхом и снятием стресса, повышением способности к обучению и к творчеству, обострением памяти и другими желательными изменениями. В процессе этих нейрохимических реакций вырабатываются бета-эндорфины, ацетилхолин, вазопрессин и серотонин.

Д-р Маргарет Паттерсон (Margaret Patterson), в сотрудничестве с биохимиком доктором Ифор Капель (Ifor Capel), в Marie Curie Cancer Memorial Foundation Research Department, in Surrey, England, показала, что определенные частоты в мозге значительно ускоряют производство различных нейромедиаторов; при этом, различные частоты производят различные химические вещества мозга. Например, 10 Гц (альфа-волны) увеличивают производство и скорость оборота серотонина, химического посредника, который увеличивает расслабление и облегчает боль, в то время как катехоламины, жизненно важные для памяти и обучения, производятся на уровне около 4 Гц (тэта-волны).

По Капель, "...насколько мы можем судить, каждый мозговой центр генерирует импульсы в определенной частоты, в зависимости от нейромедиаторов, которые он вырабатывает. Другими словами, внутренние коммуникации мозга – его внутренний язык, если хотите – зависит от частоты... Повидимому, когда мы посылаем электрический сигнал, скажем, частотой 10 Гц, определенные клетки в нижнем стволе мозга будут реагировать, потому, что они обычно работают в этом диапазоне частот." (28)


Д-р Уильям Бауэр (William Bauer), один из ведущих экспертов в области электромедицины, уточняет:

Я думаю, что происходит... то, что, послав правильную частоту, надлежащий сигнал и надлежащий ток... мы измененяем конфигурацию клеточной мембраны. Клетки, которые находятся на суб-оптимальных уровнях стимулируются к "включению" и производят то, что они должны производить, вероятно, руководствуясь ДНК, который стимулируется через клеточную мембрану... Вы стимулируете клетки с помощью биохимического процесса, который, возможно, балансирует ацетилхолин или другой необходимый нейромедиатор... (29)

Увеличение производства мозгом различной нейрохимии может значительно улучшить память и обучение. Команда исследователей из Veterans Administration Hospital in Palo Alto обнаружила, что группа обычных людей, получив вещества, которые увеличивают производство ацетилхолина в головном мозге, показала значительное улучшение в долговременной памяти, в то время, как в Массачусетском технологическом институте (MIT), студенты, принимающие стимулятор производства ацетилхолина, улучшили память и расширили способность запоминания списков слов. (30) Исследователь Лестер А. Генри (Lester A. Henry) отметил, что ацетилхолин "имеет важное значение для таких высших психических процессов, как обучение и память." (31)

Последние исследования показывают, что недостаток ацетилхолина приводит к потери памяти и снижает интеллект и способность к обучению. С недостатком ацетилхолина отчасти связаны путанное сознание и потеря памяти у больных болезнью Альцгеймера (32, 33). Другие исследования показали, что когда исследуемые принимают вещества, увеличивающие количество ацетилхолина, они показывают значительный рост баллов в тестах на память и интеллект. (34, 35)

Ацетилхолин также связан с большим числом нейронов в коре головного мозга, а также с большим размером мозга у людей, имеющих высокую плотность ацетилхолина в головном мозге. Исследователь Марк Розенцвейг (Mark Rosenzweig) из University of California at Berkeley показал прямую связь между ацетилхолином и интеллектом. (36)

Прочие виды нейрохимии, которые производятся в мозге в ответ на бинауральные ритмы, были связаны с увеличением объема памяти, скоростью обучения, а также, с другими достижениями. Мужчины за пятьдесят, принимающие вазопрессин, нейрохимически тесно связаный с эндорфинами, показали значительное улучшение памяти и обучения, а также, ускорение реакции. В другом исследовании, шестнадцать здоровых людей со средними способностями приняли несколько раз вазопрессин, после чего показали значительное улучшение в способности обучаться и запоминать. (37) Голландские ученые обнаружили, далее, что вазопрессин оказывает долгосрочный эффект на "закрепление консолидации информации." (38)

Читать продолжение!



Источник: http://www.centerpointe.com/articles/articles_research.php
Категория: Информационные статьи | Добавил: Arman (27.03.2011)
Просмотров: 3989 | Теги: бинауральные ритмы, воздействие, неврология, мозг, психофизиология | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: